Современные тенденции, а также несколько практических советов от действующего декоратора.
Ольга Болкунова, витринист-практик, специалист по визуальному мерчандайзингу. В последние 2 года руководит Школой – студией дизайна витрин, которая базируется в Санкт-Петербурге и занимается профессиональной переподготовкой и обучением высоко-квалифицированных кадров в области ритейл-дизайна (витринистика, профессиональное освещение магазинов, проектирование дизайна интерьера, торгового и демонстрационного оборудования). Создала множество обучающих программ, в том числе по световому дизайну, витринистике, визуальному мерчандайзингу, в настоящее время совместно с миланским университетом POLIdesign работает над международным обучающим проектом для профессионалов «EXPO-design and TEMPORARY spaces», в фокусе внимания которого находится создание модных площадок для выставок и шоу-румов.
Оформление витрин выставочных пространств, в том числе ювелирных и часовых, имеет небольшую историю в России. Это молодой вид оформительской деятельности, имеющий значительные дстижения и испытывающий все обычные проблемы стартового проекта. Мы рассмотрим типичные ошибки и продумаем качественно новые подходы к оформлению временных зрелищных инсталляций с тем, чтобы усилить впечатления для зрителя, одновременно увеличивая входящий поток покупателей на выставочном стенде.
Кардинальным отличием в подходе к оформлению витрин на временных выставочных площадках от витрин стационарных магазинов является экстремально краткий срок их жизнедеятельности. Выставочные витрины живут от 3 до 5 дней и требуют особого внимания как с точки зрения скорости монтажа-демонтажа, так и с точки зрения их целесообразности и достаточности. Выставочные витрины можно сравнить с редким экзотическим цветком, который цветет всего несколько дней, но при этом оставляет о себе долгую память и множество обсуждений. Это влечет за собой как огромную ответственность за качество впечатления, так и множество технических проблем в процессе их реализации.
Оформление выставочного стенда должно осуществляться комплексно, с учетом всех тонких моментов формата: от создания заметной свежей идеи до поиска интересных, неизбитых, актуальных на сегодняшний день технологий демонстрации товаров. Существующая мировая практика в оформлении выставочных пространств идет по пути все большей театрализации и усиления чувственной составляющей оформлений, а также по пути увеличения их интерактивности. Для демонстрации товара на выставочном стенде, в отличие от розничного магазина, характерны такие специальные приемы как движущееся демонстрационное оборудование, более мощно поданная информационная составляющая (это уже не просто ценники, а целые статьи о неоспоримых достоинствах или достижениях того или иного изделия).
На фото изображена витрина для демонстрации часов на выставочном стенде компании AUDEMARSPIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Главная идея демонстрации – естественность, созвучность природе, что подчеркивается отделочными материалами природного происхождения, используемыми в витрине. Пол витрины имитирует водную стихию, отделка фасадов деревом, обработанным темным матовым лаком, подчеркивает натуральность материалов.
На двух фото изображена входная зона выставочного стенда компании AUDEMARS PIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Инсталляция имеет вдохновляющий характер, готовя посетителей к восприятию сердцевины стенда – выкладки часов. Для этого в пространстве расположены объекты, выполненные из материалов, применяющихся в изготовлении корпусов и механизмов часов, а также на стену напротив входа транслируется видео-изображение абстрактного характера, не яркое по цветовому решению, что способствует настройке зрения покупателя к восприятию сдержанных цветов благородных металлов. Посмотрите, как работают оформители: вместо привычной нам агрессивной активации внимания они наоборот добиваются почти медитативного успокоения и погружения в мир сосредоточения на деталях!
На фото изображена интерактивная зона выставочного стенда компании AUDEMARS PIGUET в TRIENNALE, MILAN, апрель 2012. Идея интерактивной часовой мастерской, в которой зритель становится свидетелем сборки технологий высокой точности, поддерживает общий настрой стенда на сосредоточенное бережное к деталям восприятие.
Чтобы добиться качественного результата в оформлении, необходимо правильно провести этап проектирования и подготовки, который включает в себя разработку концепции, просчет бюджета ее реализации, закупку материалов, а также предварительное изготовление ключевых декоративных элементов. Все элементы, которые требуют участия смежников (печатные задники, видео- или голографические инсталляции, системы специального освещения) координируются и проверяются на готовность особенно тщательно, так как именно они и являются зачастую слабым звеном в цепочке действий по реализации проекта.
При создании концепции оформления опирайтесь на простые конструктивные решения, ясные и реальные для исполнения. Одно из главных требований к декорациям временных выставочных пространств – это безопасность и удобство эксплуатации. Все декорации должны быть надежно закреплены, особенно в местах, легко доступных посетителям: сколько раз мы сталкивались с тем, что зритель, которого впечатлили декорации, пытается буквально «на зуб» попробовать их, потрогать и понять из чего это сделано!
Самым приятным моментом в оформлении выставочного стенда является то, что на выставке мы можем позволить себе гораздо более высокую степень креатива, чем в магазине розничных продаж. С чем это связано? Конечно с борьбой за внимание посетителей, ведь на выставках мы имеем дело с гораздо более высокой степенью концентрации конкурентов, чем в условиях будничных продаж. Выставочные оформления могут быть намного ярче, крупнее по масштабам, свободнее по тематическому звучанию, смелее по материалам. В условиях выставки мы боремся за внимание целевого покупателя, поэтому так важно мгновенно захватить его нестандартным подходом к оформлению и вовлечь его в игру при помощи новых идей визуального мерчандайзинга.
Эскизы оформления витрины для выставочного стенда — из нереализованных проектов «Школы-студии дизайна витрин». Для оформления предложена идея праздника, взлета. Декорирование строится на создании нескольких планов: плоского задника, с нанесением на него печатных изображений шара и облака, объемных – «полу»-шаров, которые визуально заполняют пространство витрины, а также держат демонстрационное оборудование в воздухе. Оформление пронизано духом праздничного энтузиазма и предвкушением удивительных открытий, что чувственно связано с ожиданиями посетителей выставки. Витрина была представлена как один из вариантов концептуального решения оформления витрин выставочного стенда бренда, торгующего ювелирными изделиями и часами в сентябре 2011 года. Автор эскизов Берегова Анастасия.
Именно поэтому решения на стендах часто бывают довольно затратными. Сегодняшние тенденции показывают, что выставочные пространства перестают быть малобюджетными, в оформление вставочных стендов уверенно включились интерактивные технологии, такие как крупные, привлекающие внимание издалека видео-стены и небольшие локальные видео-мониторы, а также совершенно самостоятельные и очень впечатляющие голографические витрины.
Качество исполнения оформления выставочного стенда напрямую зависит от этапа монтажа. Чтобы сформировать и реализовать сильный выставочный проект, необходимо продумать заранее и обойти такие острые моменты монтажа, как:
Проектирование и оформление выставочных стендов и шоу-румов – очень бурно и интересно развивающаяся часть индустрии дизайна, в которой существуют свои модные тенденции и тренды. Подводя итоги, предлагаю обратить внимание на некоторые актуальные на сегодняшний день тенденции, отмеченные мною по результатам осмотра весенних выставок ювелирного, интерьерного и светового дизайна, а также экспо-дизайна в Европе ( Милан, Франкфурт, Лондон). Сегодня популярными и актуальными на ближайшие 2-3 года являются: